Статья "ГК «Иннотех»: передовые решения и их использование "
В данной статье речь идет о некоторых основных аспектах деятельности группы компаний «Иннотех», направленных на эффективность строительных работ, а также обеспечение качества и долговечности объектов в процессе эксплуатации.
1. Снижение сроков выполнения работ
Уже более пяти лет на искусственных сооружениях объектов транспортной инфраструктуры успешно применяется напыляемое гидроизоляционное покрытия Dorflex. Анализируя характер выполненных объектов по всей территории России, хочется отметить, что только 12% приходится на ремонт в период эксплуатации. Наверное, будет не лишним рассмотреть данный (первый) аспект.
Любое ограничение дорожного движения, включая полное закрытие искусственного сооружения на период ремонта или частичное сужение проезжей части (с выполнением работ при движении по полосам или с полным закрытием одного направления), приводит к ряду неудобств, в том числе для пользователя, или негативных последствий. Прежде всего, снижается безопасность дорожного движения за счет уменьшения пропускной способности; увеличивается вероятность ДТП. В свою очередь, снижение пропускной способности напрямую отрицательно влияет на экологию данного участка и косвенно увеличивает прямые потери субъектов экономики.
Не исключается и психоэмоциональная сторона проблемы – так, длительные и недостаточно хорошо организованные ограничения вызывают у участников движения понятное раздражение или даже негодование.
Ограничение движения ежедневно накладывает на производителя работ плановые затраты на ОДД – с целью обеспечения нормативной безопасности участников движения и рабочих на строительной площадке. Данная ситуация требует серьезной проработки и неукоснительного соблюдения графика выполнения работ, который в идеале моделируется с целью оптимизации его технологических процессов.
Смоделируем сравнительную ситуацию. А для сравнения рассмотрим производство работ по гидроизоляции проезжей части на искусственном сооружении двух типов:
а) традиционная наплавляемая рулонная однослойная гидроизоляция;
б) напыляемая гидроизоляционная мембрана Dorflex.
Показателем сравнения выберем сроки производства работ и трудозатраты для площади гидроизоляционного покрытия с площадью S = 10 тыс. кв. м. Итак:
а) Рулонная наплавляемая гидроизоляция:
– В соответствии с нормативными документами, средние затраты труда рабочих составляют 124,28 человеко-часов на 100 кв. м площади. Без учета подготовительных, погрузочно-разгрузочных работ, работ по установке водоотводных трубок и др. сопутствующих работ в условиях строительной площадки, фактические трудозатраты непосредственно на укладку составляют 24 человеко-часа на 100 кв. м площади. Рассматривая поэтапность выполнения и анализируя параллельные работы по обустройству ИСО по захваткам, назначаем количество бригад, равное 4.
Для выполнения работ S = 10 тыс. кв. м силами 4 бригад из 3 человек потребуется 25 рабочих смен.
б) Dorflex:
- В соответствии с нормативными документами средние затраты труда рабочих составляют 5,61 человеко-часов на 100 кв. м площади. Без учета подготовительных, погрузочно-разгрузочных, работ по установке водоотводных трубок и других сопутствующих работ в условиях строительной площадки фактические трудозатраты непосредственно на укладку составляют 3 человеко-часа на 100 кв. м площади. Для выполнения работ S = 10 тыс. кв. м силами 4 бригад из 3 человек потребуется с учетом технологического периода стабилизации 5 рабочих смен.
Вышеизложенное сравнение позволяет сделать вывод, что эффективность выполнения работ по показателю «сроки производства работ» для гидроизоляционной мембраны Dorflex в 5 раз выше данного показателя для гидроизоляционного покрытия из рулонных наплавляемых материалов.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что применение гидроизоляционной системы Dorflex значительно влияет на показатель «сроки производства работ», который напрямую воздействует на безопасность дорожного движения. Улучшение этого показателя в значительной степени предотвращает возникновение аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий, и данный факт не учитываться не может.
Без сомнения, эффективность подобных мероприятий должна приниматься во внимание при решении комплексного проектирования работ по ремонту искусственных сооружений, так как повышение показателя безопасности дорожного движения прямопропорционально снижению сроков производства работ на объекте.
2. Соблюдение заявленных эксплуатационных сроков верхних слоев покрытия
Увеличение интенсивности дорожного движения, увеличение нагрузок на ось при грузоперевозках, увеличение динамики дорожного движения (разгоны, торможения, интенсивные перемещения транспортных средств в потоке) в комплексе с проблемой износа покрытий от воздействия шипованной резины – все это требует от производителя постоянной заботы об улучшении физико-механических характеристик асфальтобетона.
В совокупности перечисленные факторы снижают эксплуатационные характеристики асфальтобетонных покрытий, не позволяя выдерживать плановые межремонтные сроки для обеспечения нормативного качества. Не случайно основной целью разработки модификатора Dorflex BA стало именно повышение сопротивления асфальтобетонных покрытий сдвиговым деформациям за счет образования в битумном вяжущем пространственной полимерной структурной сетки.
На протяжении многих лет потребители продукции Группы компаний Innotech® постоянно обращались с вопросом создания материала, который позволил бы улучшить свойства асфальтобетонного покрытия и одновременно отличался бы простой и практичностью в применении.
При этом стоит добавить, что ГК Innotech® в рамках своей деятельности по созданию инновационных продуктов ориентирована на высокие стандарты в области защиты окружающей среды. Химические лаборатории компании постарались решить в комплексе поставленные задачи.
Новая разработка базируется на многолетнем опыте компаний, специализирующихся в области переработки потребительских отходов. Поскольку за основу модификатора, в качестве исходного сырья, берутся вторичные полимеры, глобальным образом также решается задача утилизации твердых бытовых отходов. Стоит отметить, что вышеуказанные полимеры (среди твердых бытовых отходов) – самые чуждые природе вещества, период разложения которых продолжительнее всех прочих.
Аккумулируя и анализируя международный опыт применения материалов, использованных для повышения усталостной долговечности асфальтобетонных покрытий на примере импортных материалов торговых марок (Duroflex – Германия, PR-Plast – Франция), а также российских разработок, позиционирующихся как модификаторы асфальтобетонных смесей, и был разработан Dorflex BA.
Необходимость импортозамещения в Российской Федерации – это не необдуманный отказ от использования материалов зарубежного производства, это большая возможность для отечественных производителей дорожно-строительных материалов проводить работу по развитию производства, оптимизации сырьевой базы и наращиванию мощностей.
В настоящее время производственные площадки ГК «Иннотех» использует более 80% сырья отечественного производства. Областью применения модификатора Dorflex®BA являются щебеночные и щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси по ГОСТ 9128-2013 и ГОСТ 31015-2002.
Преимущества применения:
Асфальтобетон м/з Тип А марка 1, приготовленный с использованием материала Dorflex BA, соответствует ГОСТ 9128-2013 по всем показателям.
ЩМА-15 и ЩМА-20, приготовленные с использованием материала Dorflex BA, соответствуют ГОСТ 31015-2002 по всем показателям.
Смеси, приготовленные с использованием материала Dorflex BA, характеризуются более высокими значениями показателей «предел прочности при сжатии при 20°С и 50°С», «сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при 50°С».
Введение Dorflex BA в ЩМА не влияет на показатель «трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при t = 0°С, МПа».
Dorflex BA повышает прочность сцепления битума с минеральными материалами за счет присутствия в составе модификатора химически активного компонента.
Dorflex BA не влияет на процессы старения битума нефтяного дорожного. Установлено, что характер изменения физико-механических свойств битума, модифицированного Dorflex BA, при воздействии высокой температуры воздуха и перемешивания (методика EN12607-1) идентичен изменениям битума нефтяного дорожного по ГОСТ 22245.
Введение в битум материала Dorflex BA не снижает значения показателя «температура вспышки» битума.
Увеличение долговечности дорожных покрытий связано с увеличением стойкости верхнего слоя покрытия к образованию пластической колеи. Происходит это за счет увеличения когезионной прочности смеси и, как следствие, стойкости асфальтобетонного покрытия к циклическим динамическим нагрузкам.
Принцип работы модификатора в составе асфальтобетонной смеси:
В процессе приготовления асфальтобетонной смеси часть добавки расплавляется в дорожном битуме, образуя гомогенную массу. При охлаждении смеси ниже температуры уплотнения полимер кристаллизуется и распределяется в массе битума в виде мелкодисперсной фазы. Естественно, что при наполнении вяжущего низкомолекулярной полимерной дисперсной фазой когезионная прочность асфальтобетона возрастает.
Лабораторные тесты, проведенные в ООО «Инновационные технологии» и различных испытательных центрах в 2014–2015 годах, показали не только соответствие асфальтобетонных смесей с использованием модификатора Dorflex®BA требованиям вышеуказанных ГОСТов, но и значительное их превосходство по некоторым показателям. Эффективность применения данного модификатора фиксировалась при проведении натурных испытаний по укладке тестовых участков.
Таким образом, процесс производства и применения модификатора позволяет комплексно решить две принципиальные задачи: во-первых, создан удобный в применении и эффективный модификатор асфальтобетонной смеси; во-вторых, впервые найдено реальное применение вторичных полимеров в транспортном строительстве.
3. Эксплуатация оцинкованных конструкций обустройства
Одним из направлений комплекса работ по эксплуатации является поддержание элементов обустройства, таких как:
– опоры УЗДП (указательных знаков дорожного проектирования);
– опоры АСУДД (автоматической системы управления дорожным движением);
– консольные опоры дублирующих знаков пешеходного перехода;
– светофорные колонки;
– силовое барьерное и перильное ограждение;
– различные защитные металлические фартуки.
Все эти конструкции имеют заводское горячее цинковое покрытие от 80 до 150 мкм с гарантийным сроком от 5 до 10 лет, по истечении которого периодически возникает необходимость восстановления покрытий с целью улучшения эстетического вида конструкций и ремонта локальных участков заводского антикоррозийного покрытия.
Для решения подобных задач технологами ГК «Иннотех» разработан акриловый однокомпонентный быстросохнущий грунт торговой марки Апикор® Грунт-Н. Материал представляет собой суспензию пигментов и наполнителей в растворе акриловых смол с добавлением различных функциональных полимерных компонентов, обеспечивающих высокую степень адгезионной прочности практически ко всем субстратам.
Главной отличительной особенностью такого грунта является способность деформироваться без нарушения целостности покрытия, обеспечивая эксплуатационную долговечность. Данное покрытие может декорироваться в любой цвет по RAL.
Материал был впервые применен при ремонте искусственного сооружения в Санкт-Петербурге – на участке Монастырского моста через реку Монастырку (объект ГУП «Мостотрест» ). Несмотря на то, что данный материал целый год эксплуатировался в условиях высоких воздействий жидких солевых сред, он смог отлично зарекомендовать себя.
А.В. Коняшин,
заместитель главного инженера
ООО «Инновационные технологии»